Консультация"Детские ошибки.Не обращать внимания или исправлять?"

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Детские ошибки. Не обращать внимания или исправлять?»

 

Очень многие дети неправильно употребляют в речи слова, неправильно их изменяют, т. е. допускают огромное количество аграмматизмов в речи.

Всем знакомы такие речевые ошибки детей как:

- «В лесу живёт много медведев, лисов, белков, ежов»

- «Это роты, ухи, стулы»

- «Это хвостик зайчачий, морда медведина» и т. д.

            Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильным детским словам?

            Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

•        Одна из хорошо известных ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука (ш) ребенок заменяет им звук (с): «ширость» вместо «сырость».

Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

•        Другой, более  распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.

•        Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы.

К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее         на        другие.

 

Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.

Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.

            Приведем пример из книги «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов».

•        Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь  детей бедна прилагательными. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если Вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он какое-то время может молчать, но главное, он может потерять к Вам доверие.

Вот несколько советов:

1. Развивайте интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, деревянный, холодный, гладкий и пр.) и качествам людей (злой, сердитый, умный, сильный и т. д.).

2. Знакомьте малыша с частями тела, учите узнавать и называть на рисунках животных и предметы.

3. Чаще используйте в своей речи детские стишки, потешки, песенки.

4. Читайте ребенку книги - сделайте это Вашей семейной традицией (например, чтение перед сном).

5. Разговаривайте со своим малышом, задавайте ему вопросы - помогайте ему высказаться.

6. Играя, обязательно оречевляйте все свои действия – малыш, на удивление, запомнит каждое сказанное Вами во время игры слово.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:

- исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно;

- неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат;

- не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его;

- ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени;

- с детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что родители, исправляя ошибку, по-другому формулируют фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Я поставил на стол тарелку и много ложков и чашков». – « Правильно, ты хорошо накрыл стол к чаю, положил много ложек и поставил много чашек», - подтверждают родители;

- детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приёмы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово…, подумай, как изменить его правильно», - говорят родители. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа - матрешек, ботинок, варежек);

- при исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками.

            Приведем примеры:

- ребенок чем-то огорчен, он жалуется родителям, хочет от них помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

- ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;

- ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Родители фиксируют свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.

Но самое главное, СЛЕДИТЕ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ!

Вы должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить каждый звук, не торопиться и не «съедать» слогов и окончаний слов. Ваша речь должна быть также грамматически правильной и, конечно же, эмоциональной. Это знакомит малыша с богатством интонаций человеческого языка.

 

Удачи Вам и Вашему ребенку!

 

Дата последнего обновления страницы Вт 23.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»